Немножко о настройке антенн СИ-БИ ⇐ СВ диапазон (26.9-27.6 МГц)
Модератор: V@$il

Антенны для радиостанций 27 МГц требуют настройки, чтобы исключить перегрев элементов передатчика в радиостанции и повысить эффективность излучения энергии в эфир. Количество рабочих каналов антенн и их эффективность излучения различное и это напрямую зависит от длины излучателя антенны (штыря). К примеру у антенны 2м длиной - рабочих каналов может быть 80, а антенны 1,5м - 40каналов, у антенны 0,6м - 10каналов. Эффективность излучения выше, чем длинее штырь антенны. 2,75м - максимально для автомобильного варианта антенны, но не на каждую машину возможно ее поставить. Оптимальная антенна - 2м длиной штыря.
Настройка антенн обычно осуществляется КСВ-метром или антенным анализатором на требуемый диапазон частот. КСВ (Коэффициент Стоячей Волны) настроенной антенны считается от 1 - 1,5, Предельное значение КСВ для антенны - 2. При большем значении КСВ, радиостанция при длительной работе выходит из строя. Данная поломка радиостанции не является гарантийным случаем, так что будьте готовы к тому, что ремонт в сервисном центре будет платным.
При настройке антенны как правило регулируется длина штыря, реже - удлиняющая катушка антенны.
Антенны бываю двух типов - на магнитной подошве и врезные.
Магнитки поставляются с фиксированной длиной кабеля и разъемом на окончании. Кабель не рекомендуется изменять по длине. Длина кабеля - от 3м до 4м, в зависимости от модели.
Врезные антенны в комплекте поставляются с кабелем 4м длиной и как правило без разъема. Длину кабеля можно менять (не желательно наращивать при увеличении длины, лучше использовать цельный кусок кабеля требуемой длины). Марка кабеля - RG58 с волновым сопротивлением 50Ом.
Как правило редко хватает длины кабеля 4м, если врезная антенна устанавливается в задней части автомобиля, а радиостанция монтируется в панель. Судя по практике установок- на седанах 5м кабеля, на универсалах, внедорожниках, микроавтобусах - 6м. При установке радиостанции у подлокотника - 4м кабеля хватает.
Антенну настраивать важно, особенно если применяете кирпич ещё и потому, что при КСВ 1 в кабеле устанавливается режим бегущей волны, когда напряжение и ток в центральной жиле в любой точке по длине кабеля одинаковы, в случае когда КСВ отличается от 1 в кабеле, который соединяет антенну с аппаратурой будет другой режим, в некоторых точках ток будет очень большим, а в некоторых большим будет напряжение.
При КСВ 2 или более, и 100Вт банально может отгореть кабель в месте, где будет максимальный ток (пучность тока).
Что касается длины штыря и широкополосности антенны, то действительно, чем длиннее штырь тем больше каналов захватит антенна и тем она эффективнее.
Следует уточнить, что КСВ это Коэффициент Стоячей Волны и определяет он согласование реактивного сопротивления линии связи с волновым сопротивлением антенны. Т.е. чем он ближе к 1, тем больше мощности подходит к антенне, т.к. в линии будет меньше (при КСВ=1 - полное отсутствие) реактивных потерь (активные потери в данном случае не так важны, так как в фидере нет постоянного тока, и с ними борются совсем другими методами). В хорошо согласованном фидере ток и напряжение (переменного направления) должны быть не просто одинаковыми по направлению, но и приходить в конечную точку в одной фазе! Это и есть основное условие передачи мощности без потерь.
А широполосность антенны зависит от ее добротности, вернее от добротности колебательного контура, который создают емкость антенны и удлиняющая "катушка". У четверть волнового вибратора удлиняющая катушка не используется, поэтому и добротность у него ниже (читай больше широкополосность), чем у укороченного вибратора. К тому же в удлиняющей катушке расходуется впустую часть подводимой мощности, что еще больше снижает эффективность антенн.
Говоря об эффективности полу-, четверть- и укороченного вибратора не следует забывать о его "невидимой" половине - противовесе. Коим в нашем случае выступает сам автомобиль! Но это уже к вопросу о размещении антенны.
Если в краце, то как то так...
Кстати, упустил конечно важный момент - это "вторая" часть антенны - противовес. В роли противовеса антенны является кузов автомобиля.
При настройке антенны также важно учитывать место установки антенны на кузове. Если рассматривать антенны на магнитном основании, идеальное расположение - в центре крыши. В данном случае антенна во все стороны будет работать практически одинаково. Если установить антенну, к примеру, в правый угол задней части крыши, то диаграмма направленности антенны изменится и антенна будет показывать максимальную дальность в направлении, где больше "железа", т.е. - вперед, в левый угол крыши.
У антенн на магнитном основании важно не увеличивать расстояние магнит-железо.
Для того, чтобы антенна работала эффективно и был хороший КСВ, штырь антенны должен находиться выше крыши автомобиля. Нельзя допускать близкого расположения спойлеров и т.п. к штырю антенны, будь то даже пластик. Основание антенны желательно стремиться располагать в центре крыши. Т.к. это проблематично и не каждый захочет иметь отверстие в крыше своего автомобиля, врезные антенны устанавливают с помощью кронштейнов. Кронштейны позволяют установить врезную антенну на водосток, рейлинг, крышку багажника, зеркало без высверливание отверстий в кузове автомобиля. Штырь антенны нельзя сгибать и нужно стремиться всегда располагать вертикально. Позволителен небольшой наклон, но чем больше будете наклонять - связь будет хуже.
На рабочие характеристики антенны хоть и незначительно, но так же влияет обычная грязь, поэтому желательно протирать штырь от грязи.
Не рекомендуется устанавливать флажки на штыре антенны - это ухудшает КСВ антенны.
Настройка антенн обычно осуществляется КСВ-метром или антенным анализатором на требуемый диапазон частот. КСВ (Коэффициент Стоячей Волны) настроенной антенны считается от 1 - 1,5, Предельное значение КСВ для антенны - 2. При большем значении КСВ, радиостанция при длительной работе выходит из строя. Данная поломка радиостанции не является гарантийным случаем, так что будьте готовы к тому, что ремонт в сервисном центре будет платным.
При настройке антенны как правило регулируется длина штыря, реже - удлиняющая катушка антенны.
Антенны бываю двух типов - на магнитной подошве и врезные.
Магнитки поставляются с фиксированной длиной кабеля и разъемом на окончании. Кабель не рекомендуется изменять по длине. Длина кабеля - от 3м до 4м, в зависимости от модели.
Врезные антенны в комплекте поставляются с кабелем 4м длиной и как правило без разъема. Длину кабеля можно менять (не желательно наращивать при увеличении длины, лучше использовать цельный кусок кабеля требуемой длины). Марка кабеля - RG58 с волновым сопротивлением 50Ом.
Как правило редко хватает длины кабеля 4м, если врезная антенна устанавливается в задней части автомобиля, а радиостанция монтируется в панель. Судя по практике установок- на седанах 5м кабеля, на универсалах, внедорожниках, микроавтобусах - 6м. При установке радиостанции у подлокотника - 4м кабеля хватает.
Антенну настраивать важно, особенно если применяете кирпич ещё и потому, что при КСВ 1 в кабеле устанавливается режим бегущей волны, когда напряжение и ток в центральной жиле в любой точке по длине кабеля одинаковы, в случае когда КСВ отличается от 1 в кабеле, который соединяет антенну с аппаратурой будет другой режим, в некоторых точках ток будет очень большим, а в некоторых большим будет напряжение.
При КСВ 2 или более, и 100Вт банально может отгореть кабель в месте, где будет максимальный ток (пучность тока).
Что касается длины штыря и широкополосности антенны, то действительно, чем длиннее штырь тем больше каналов захватит антенна и тем она эффективнее.
Следует уточнить, что КСВ это Коэффициент Стоячей Волны и определяет он согласование реактивного сопротивления линии связи с волновым сопротивлением антенны. Т.е. чем он ближе к 1, тем больше мощности подходит к антенне, т.к. в линии будет меньше (при КСВ=1 - полное отсутствие) реактивных потерь (активные потери в данном случае не так важны, так как в фидере нет постоянного тока, и с ними борются совсем другими методами). В хорошо согласованном фидере ток и напряжение (переменного направления) должны быть не просто одинаковыми по направлению, но и приходить в конечную точку в одной фазе! Это и есть основное условие передачи мощности без потерь.
А широполосность антенны зависит от ее добротности, вернее от добротности колебательного контура, который создают емкость антенны и удлиняющая "катушка". У четверть волнового вибратора удлиняющая катушка не используется, поэтому и добротность у него ниже (читай больше широкополосность), чем у укороченного вибратора. К тому же в удлиняющей катушке расходуется впустую часть подводимой мощности, что еще больше снижает эффективность антенн.
Говоря об эффективности полу-, четверть- и укороченного вибратора не следует забывать о его "невидимой" половине - противовесе. Коим в нашем случае выступает сам автомобиль! Но это уже к вопросу о размещении антенны.
Если в краце, то как то так...
Кстати, упустил конечно важный момент - это "вторая" часть антенны - противовес. В роли противовеса антенны является кузов автомобиля.
При настройке антенны также важно учитывать место установки антенны на кузове. Если рассматривать антенны на магнитном основании, идеальное расположение - в центре крыши. В данном случае антенна во все стороны будет работать практически одинаково. Если установить антенну, к примеру, в правый угол задней части крыши, то диаграмма направленности антенны изменится и антенна будет показывать максимальную дальность в направлении, где больше "железа", т.е. - вперед, в левый угол крыши.
У антенн на магнитном основании важно не увеличивать расстояние магнит-железо.
Для того, чтобы антенна работала эффективно и был хороший КСВ, штырь антенны должен находиться выше крыши автомобиля. Нельзя допускать близкого расположения спойлеров и т.п. к штырю антенны, будь то даже пластик. Основание антенны желательно стремиться располагать в центре крыши. Т.к. это проблематично и не каждый захочет иметь отверстие в крыше своего автомобиля, врезные антенны устанавливают с помощью кронштейнов. Кронштейны позволяют установить врезную антенну на водосток, рейлинг, крышку багажника, зеркало без высверливание отверстий в кузове автомобиля. Штырь антенны нельзя сгибать и нужно стремиться всегда располагать вертикально. Позволителен небольшой наклон, но чем больше будете наклонять - связь будет хуже.
На рабочие характеристики антенны хоть и незначительно, но так же влияет обычная грязь, поэтому желательно протирать штырь от грязи.
Не рекомендуется устанавливать флажки на штыре антенны - это ухудшает КСВ антенны.
-
- Бывалый
- Всего сообщений: 537
- Зарегистрирован: 11.11.2013
- Авто: NISSAN SERENA
- CB-радиостанция: Vektor VT-27 Comfort
- УКВ: Аргут 44
- Позывной: Трайк
- Откуда: Барнаул
- Возраст: 54
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ
Если я поменяю крепление, это как-то отразится на КСВ? Антенна на креплении поднимется максимум на 2,5-3 см и будет складываться вправо вниз при заезде в гараж.
-
- Постоялец
- Всего сообщений: 151
- Зарегистрирован: 12.02.2014
- Авто: Есть)))
- CB-радиостанция: Yosan jc2204
- УКВ: ZASTONE ZT-8A+
- Позывной: Малежик
- Откуда: Барнаул
-
- Мастер
- Всего сообщений: 2037
- Зарегистрирован: 09.01.2012
- Авто: Тойота Хайс
- CB-радиостанция: Vector Comfort HP
- УКВ: Qangsheng TG-UV2
- Позывной: Мазай
- Радиолюбительский позывной: R9YAK
- Откуда: Алтайский край
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ
TRAIK, Re: Встречи АРК "Барнаул" на Сахарова подъезжай померяешь 

Тойота Хайс
-
- Постоялец
- Всего сообщений: 266
- Зарегистрирован: 10.02.2014
- Авто: Honda Accord
- УКВ: Vector VT48W
- Позывной: Аболтус
- Радиолюбительский позывной: RA9YGN
- Откуда: Барнаул
- Возраст: 42
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ
Нет, главное что бы "земля" была хорошейTRAIK:Если я поменяю крепление, это как-то отразится на КСВ? Антенна на креплении поднимется максимум на 2,5-3 см и будет складываться вправо вниз при заезде в гараж.
-
- Бывалый
- Всего сообщений: 537
- Зарегистрирован: 11.11.2013
- Авто: NISSAN SERENA
- CB-радиостанция: Vektor VT-27 Comfort
- УКВ: Аргут 44
- Позывной: Трайк
- Откуда: Барнаул
- Возраст: 54
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ
А сегодня на встрече все сказали - НАДАvovchik:Нет, главное что бы "земля" была хорошей



-
- Супермодератор
- Всего сообщений: 1130
- Зарегистрирован: 11.11.2013
- Авто: Москвич 412
- CB-радиостанция: maycom,alan
- УКВ: alinco,yaesu,motorola
- Позывной: Витамин
- Радиолюбительский позывной: R9YAAB
- Откуда: оттуда
-
- Участник
- Всего сообщений: 138
- Зарегистрирован: 22.11.2014
- Откуда: Оттуда
Немножко о настройке антенн СИ-БИ
Ребята может кто подскажет по какой схеме КСВ метр сваять,схем в инете много а вот какая будет более проста в изготовлении и точна в измерении кто нибудь подскажет.Купил антенну на авто вот теперь нужно настроить.
-
- Супермодератор
- Всего сообщений: 1130
- Зарегистрирован: 11.11.2013
- Авто: Москвич 412
- CB-радиостанция: maycom,alan
- УКВ: alinco,yaesu,motorola
- Позывной: Витамин
- Радиолюбительский позывной: R9YAAB
- Откуда: оттуда
-
- Участник
- Всего сообщений: 138
- Зарегистрирован: 22.11.2014
- Откуда: Оттуда
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение