СВ диапазон (26.9-27.6 МГц)Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Радиостанции, антенны, оборудование

Модератор: V@$il

Ramik
Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение Ramik » 15 янв 2014, 21:17

Антенны для радиостанций 27 МГц требуют настройки, чтобы исключить перегрев элементов передатчика в радиостанции и повысить эффективность излучения энергии в эфир. Количество рабочих каналов антенн и их эффективность излучения различное и это напрямую зависит от длины излучателя антенны (штыря). К примеру у антенны 2м длиной - рабочих каналов может быть 80, а антенны 1,5м - 40каналов, у антенны 0,6м - 10каналов. Эффективность излучения выше, чем длинее штырь антенны. 2,75м - максимально для автомобильного варианта антенны, но не на каждую машину возможно ее поставить. Оптимальная антенна - 2м длиной штыря.
Настройка антенн обычно осуществляется КСВ-метром или антенным анализатором на требуемый диапазон частот. КСВ (Коэффициент Стоячей Волны) настроенной антенны считается от 1 - 1,5, Предельное значение КСВ для антенны - 2. При большем значении КСВ, радиостанция при длительной работе выходит из строя. Данная поломка радиостанции не является гарантийным случаем, так что будьте готовы к тому, что ремонт в сервисном центре будет платным.
При настройке антенны как правило регулируется длина штыря, реже - удлиняющая катушка антенны.
Антенны бываю двух типов - на магнитной подошве и врезные.
Магнитки поставляются с фиксированной длиной кабеля и разъемом на окончании. Кабель не рекомендуется изменять по длине. Длина кабеля - от 3м до 4м, в зависимости от модели.
Врезные антенны в комплекте поставляются с кабелем 4м длиной и как правило без разъема. Длину кабеля можно менять (не желательно наращивать при увеличении длины, лучше использовать цельный кусок кабеля требуемой длины). Марка кабеля - RG58 с волновым сопротивлением 50Ом.
Как правило редко хватает длины кабеля 4м, если врезная антенна устанавливается в задней части автомобиля, а радиостанция монтируется в панель. Судя по практике установок- на седанах 5м кабеля, на универсалах, внедорожниках, микроавтобусах - 6м. При установке радиостанции у подлокотника - 4м кабеля хватает.
Антенну настраивать важно, особенно если применяете кирпич ещё и потому, что при КСВ 1 в кабеле устанавливается режим бегущей волны, когда напряжение и ток в центральной жиле в любой точке по длине кабеля одинаковы, в случае когда КСВ отличается от 1 в кабеле, который соединяет антенну с аппаратурой будет другой режим, в некоторых точках ток будет очень большим, а в некоторых большим будет напряжение.
При КСВ 2 или более, и 100Вт банально может отгореть кабель в месте, где будет максимальный ток (пучность тока).
Что касается длины штыря и широкополосности антенны, то действительно, чем длиннее штырь тем больше каналов захватит антенна и тем она эффективнее.
Следует уточнить, что КСВ это Коэффициент Стоячей Волны и определяет он согласование реактивного сопротивления линии связи с волновым сопротивлением антенны. Т.е. чем он ближе к 1, тем больше мощности подходит к антенне, т.к. в линии будет меньше (при КСВ=1 - полное отсутствие) реактивных потерь (активные потери в данном случае не так важны, так как в фидере нет постоянного тока, и с ними борются совсем другими методами). В хорошо согласованном фидере ток и напряжение (переменного направления) должны быть не просто одинаковыми по направлению, но и приходить в конечную точку в одной фазе! Это и есть основное условие передачи мощности без потерь.
А широполосность антенны зависит от ее добротности, вернее от добротности колебательного контура, который создают емкость антенны и удлиняющая "катушка". У четверть волнового вибратора удлиняющая катушка не используется, поэтому и добротность у него ниже (читай больше широкополосность), чем у укороченного вибратора. К тому же в удлиняющей катушке расходуется впустую часть подводимой мощности, что еще больше снижает эффективность антенн.
Говоря об эффективности полу-, четверть- и укороченного вибратора не следует забывать о его "невидимой" половине - противовесе. Коим в нашем случае выступает сам автомобиль! Но это уже к вопросу о размещении антенны.
Если в краце, то как то так...

Кстати, упустил конечно важный момент - это "вторая" часть антенны - противовес. В роли противовеса антенны является кузов автомобиля.
При настройке антенны также важно учитывать место установки антенны на кузове. Если рассматривать антенны на магнитном основании, идеальное расположение - в центре крыши. В данном случае антенна во все стороны будет работать практически одинаково. Если установить антенну, к примеру, в правый угол задней части крыши, то диаграмма направленности антенны изменится и антенна будет показывать максимальную дальность в направлении, где больше "железа", т.е. - вперед, в левый угол крыши.
У антенн на магнитном основании важно не увеличивать расстояние магнит-железо.
Для того, чтобы антенна работала эффективно и был хороший КСВ, штырь антенны должен находиться выше крыши автомобиля. Нельзя допускать близкого расположения спойлеров и т.п. к штырю антенны, будь то даже пластик. Основание антенны желательно стремиться располагать в центре крыши. Т.к. это проблематично и не каждый захочет иметь отверстие в крыше своего автомобиля, врезные антенны устанавливают с помощью кронштейнов. Кронштейны позволяют установить врезную антенну на водосток, рейлинг, крышку багажника, зеркало без высверливание отверстий в кузове автомобиля. Штырь антенны нельзя сгибать и нужно стремиться всегда располагать вертикально. Позволителен небольшой наклон, но чем больше будете наклонять - связь будет хуже.
На рабочие характеристики антенны хоть и незначительно, но так же влияет обычная грязь, поэтому желательно протирать штырь от грязи.
Не рекомендуется устанавливать флажки на штыре антенны - это ухудшает КСВ антенны.

Реклама
Аватара пользователя
TRAIK
Бывалый
Бывалый
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 531
Зарегистрирован: 11.11.2013
Авто: NISSAN SERENA
CB-радиостанция: Vektor VT-27 Comfort
УКВ: Аргут 44
Позывной: Трайк
Откуда: Барнаул
Возраст: 49
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение TRAIK » 11 авг 2014, 20:11

Если я поменяю крепление, это как-то отразится на КСВ? Антенна на креплении поднимется максимум на 2,5-3 см и будет складываться вправо вниз при заезде в гараж.

Аватара пользователя
оом545
Постоялец
Постоялец
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 151
Зарегистрирован: 12.02.2014
Авто: Есть)))
CB-радиостанция: Yosan jc2204
УКВ: ZASTONE ZT-8A+
Позывной: Малежик
Откуда: Барнаул
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение оом545 » 11 авг 2014, 20:15

мало и инфы подробнее

Аватара пользователя
_МАЗай_
Супермодератор
Сообщений в теме: 6
Всего сообщений: 2011
Зарегистрирован: 09.01.2012
Авто: Тойота Хайс
CB-радиостанция: Vector Comfort HP
УКВ: Qangsheng TG-UV2
Позывной: Мазай
Радиолюбительский позывной: R9YAK
Откуда: Алтайский край
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение _МАЗай_ » 11 авг 2014, 20:24

TRAIK, Re: Встречи АРК "Барнаул" на Сахарова подъезжай померяешь :wink:
Тойота Хайс

Аватара пользователя
vovchik
Постоялец
Постоялец
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 265
Зарегистрирован: 10.02.2014
Авто: Honda Accord
УКВ: Vector VT48W
Позывной: Аболтус
Радиолюбительский позывной: RA9YGN
Откуда: Барнаул
Возраст: 38
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение vovchik » 11 авг 2014, 20:59

TRAIK:Если я поменяю крепление, это как-то отразится на КСВ? Антенна на креплении поднимется максимум на 2,5-3 см и будет складываться вправо вниз при заезде в гараж.
Нет, главное что бы "земля" была хорошей

Аватара пользователя
TRAIK
Бывалый
Бывалый
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 531
Зарегистрирован: 11.11.2013
Авто: NISSAN SERENA
CB-радиостанция: Vektor VT-27 Comfort
УКВ: Аргут 44
Позывной: Трайк
Откуда: Барнаул
Возраст: 49
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение TRAIK » 13 авг 2014, 20:39

vovchik:Нет, главное что бы "земля" была хорошей
А сегодня на встрече все сказали - НАДА :) :) :)

Аватара пользователя
V@$il
Специалист
Специалист
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 1071
Зарегистрирован: 11.11.2013
Авто: Москвич 412
CB-радиостанция: maycom,alan
УКВ: alinco,yaesu,motorola
Позывной: Витамин
Радиолюбительский позывной: R9YAAB
Откуда: оттуда
Re: Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение V@$il » 13 авг 2014, 20:43

Как у бензовоза, цепь!

ИРБИС
Участник
Участник
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 138
Зарегистрирован: 22.11.2014
Откуда: Оттуда
Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение ИРБИС » 22 дек 2014, 21:30

Ребята может кто подскажет по какой схеме КСВ метр сваять,схем в инете много а вот какая будет более проста в изготовлении и точна в измерении кто нибудь подскажет.Купил антенну на авто вот теперь нужно настроить.

Аватара пользователя
V@$il
Специалист
Специалист
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 1071
Зарегистрирован: 11.11.2013
Авто: Москвич 412
CB-радиостанция: maycom,alan
УКВ: alinco,yaesu,motorola
Позывной: Витамин
Радиолюбительский позывной: R9YAAB
Откуда: оттуда
Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение V@$il » 22 дек 2014, 21:39

virus7903: Купил антенну на авто
Ну КСВ метр уже не проблема.

ИРБИС
Участник
Участник
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 138
Зарегистрирован: 22.11.2014
Откуда: Оттуда
Немножко о настройке антенн СИ-БИ

Сообщение ИРБИС » 23 дек 2014, 10:33

А что проблемма?)

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение